‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Издревле народ заботился о будущем молодого поколения, и это будущее связывал с создание семьи.
Подготовка к семейной жизни становилась целью воспитания. И это не случайно. Современные психолого – педагогические исследования доказывают, что качества будущего родителя формируется в детском возрасте. (С.Ю. Мещерякова, Г.Г.Филиппова).
Способна ли современная семья самостоятельно воспитывать будущего семьянина? Остановимся на некоторых опытно – экспериментальных данных. Анализ анкетирования показывает что, старшие дошкольники в большинстве своём недостаточно точно понимают смысл слова «семья», не дифференцируют понятия «род», «родственники», «семья».
У детей обнаружена тенденция связывать главенство в семье не с социальными ролями, а с личными качествами её членов: авторитетным мнением, умением принимать важные решения, организовывать жизнь и быт семьи, проявлять заботу о близких. Некоторые дети связывали понятие о главенстве в семье с материальным доходом её членов, умением зарабатывать деньги. Только часть детей считали главным в семье того, кто более всего делает для семьи на их глазах: «Мама делает всё для дома, обо всех заботится, она главнее всех».
У некоторых дошкольников из неполных семей складывается деформированное понимание структуры семьи. Дети под влиянием оценок матери пренебрежительно отзывались об отцах: «Зачем он нужен? Моя мама сама всё умеет делать, и денег у неё много. Нам папа не нужен».
Причины искажённости и фрагментарности «образа семьи» у старших дошкольников кроются как в особенностях современной семьи и негативных тенденциях ей свойственных, так и в отсутствии целенаправленной педагогической работы по формированию «образа семьи» у детей.
Современная семья самостоятельно воспитать будущего семьянина не может, требуется объединение усилий двух социальных институтов – семьи и дошкольного учреждения.
Наш детский сад традиционно ориентирован на познавательное развитие детей. Семейное воспитание ведётся на «языке эмоций». Именно в семье у ребёнка начинается складываться «образ семьи»: идёт накопление разнообразных впечатлений, возникают первые представления, приобретается опыт эмоционального переживания семейных ситуаций, усваиваются способы взаимодействия с близкими людьми. Но многое из семейной жизни ребёнку для осмысления, анализа обоснованной оценки недоступно и зачастую остаётся на уровне эмоционального восприятии. При этом положительно оценивается то, что удовольствие, радость, и, напротив, отрицательно воспринимается то, что породило недовольство, огорчение, обиду. Родители, как показало наше анкетирование, не видят необходимости в объяснении смысла своей заботы о ребёнке. В результате у ребёнка формируются искажённые представления о родителях, их отношении к нему, о доме…
В некоторой степени «исправить» такое положение может детский сад. Он имеет возможность обогащать, уточнять, обобщать и корректировать представления детей о семье, семейном укладе, формировать ценностные ориентации, организовывать деятельность детей, в которой найдут выражения их чувства к родителям и другим членам семьи.
Одна из форм взаимодействия детского сада и семьи направлена на обогащение совместной деятельности детей и родителей в условиях дошкольного учреждения и дома. Наибольший интерес для совместной деятельности представляет творческая и игровая деятельность (тематическое рисование по народным пословицам и поговоркам, совместные концертные номера, досуги «Моя спортивная семья», «Масленица» и семейные клубы: «Навстречу друг другу») Совместные досуги, праздники, занятия, игры раскрывают родителям внутренний мир малыша, обогащали содержание общения. Установить преемственность поколений в семье позволяют досуги «Игры нашего детства», «Любимые сказки нашей семьи», «Составление семейного древа», «Семейные традиции»).
Анализ взаимодействия детского сада и семьи позволяет сделать вывод о положительном влиянии психолого – педагогического просвещения и содержательной совместной деятельности детей и родителей на процесс формирования «образа семьи» у старших дошкольников и воспитание будущего семьянина.
Составила: Подорова О.Н.