‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Сколько информации давать
Рассказывать ли детям о случаях крайней жестокости, пытках и массовых убийствах в Катыни, Бабьем Яру, концлагерях – решать родителям. Но дети заслуживают правды о том, какова жизнь и на что способны люди, ослепленные злостью, ненавистью, идеей. Здесь, как и с любой серьезной темой, стоит давать информацию по запросу, и столько, сколько конкретный ребенок в данный момент способен воспринять.
Пример восприятия ребенком информации о войне. Я росла эмоциональным и впечатлительным ребенком. Помню, мне было лет пять или шесть, накануне праздника Победы воспитательница в детском саду рассказала нам о первом дне войны, о защитниках Брестской крепости. Потом мы слушали песню Марка Бернеса «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой» («Москвичи»). Для меня это стало потрясением. Перед глазами стояли картины из песни. Я не могла спать, думала: усну – и придут фашисты, убьют нас с мамой. Такой же глубокий болезненный след в моей памяти оставили рисунки заключенных концлагерей, которые были опубликованы в журнале «Огонек» в конце 1980-х годов. А также рассказ мамы о сожженной вместе с жителями белорусской деревни Катыни.
Важно не оставлять ребенка наедине с его переживаниями. Он многого может не понять в силу возраста, разницы культур. Объяснять необходимо терпеливо и вдумчиво. Кое-что покажется очень страшным, и будет нужна поддержка близкого человека. Специально не нужно пугать, но и замалчивать, когда ребенок спрашивает, нельзя. Дети справятся с самыми сильными чувствами, если взрослый человек будет рядом и разделит переживание. Поддерживая ребенка, нужно показать выход из ситуации. Жизнь без войны возможна, и это главное сообщение во всех разговорах о войне.