Издревле народ заботился о будущем молодого поколения, и это будущее связывал с создание семьи.
Подготовка к семейной жизни становилась целью воспитания. И это не случайно. Современные психолого – педагогические исследования доказывают, что качества будущего родителя формируется в детском возрасте. (С.Ю. Мещерякова, Г.Г.Филиппова).
Способна ли современная семья самостоятельно воспитывать будущего семьянина? Остановимся на некоторых опытно – экспериментальных данных. Анализ анкетирования показывает что, старшие дошкольники в большинстве своём недостаточно точно понимают смысл слова «семья», не дифференцируют понятия «род», «родственники», «семья».
У детей обнаружена тенденция связывать главенство в семье не с социальными ролями, а с личными качествами её членов: авторитетным мнением, умением принимать важные решения, организовывать жизнь и быт семьи, проявлять заботу о близких. Некоторые дети связывали понятие о главенстве в семье с материальным доходом её членов, умением зарабатывать деньги. Только часть детей считали главным в семье того, кто более всего делает для семьи на их глазах: «Мама делает всё для дома, обо всех заботится, она главнее всех».
У некоторых дошкольников из неполных семей складывается деформированное понимание структуры семьи. Дети под влиянием оценок матери пренебрежительно отзывались об отцах: «Зачем он нужен? Моя мама сама всё умеет делать, и денег у неё много. Нам папа не нужен».
Причины искажённости и фрагментарности «образа семьи» у старших дошкольников кроются как в особенностях современной семьи и негативных тенденциях ей свойственных, так и в отсутствии целенаправленной педагогической работы по формированию «образа семьи» у детей.
Современная семья самостоятельно воспитать будущего семьянина не может, требуется объединение усилий двух социальных институтов – семьи и дошкольного учреждения.
Наш детский сад традиционно ориентирован на познавательное развитие детей. Семейное воспитание ведётся на «языке эмоций». Именно в семье у ребёнка начинается складываться «образ семьи»: идёт накопление разнообразных впечатлений, возникают первые представления, приобретается опыт эмоционального переживания семейных ситуаций, усваиваются способы взаимодействия с близкими людьми. Но многое из семейной жизни ребёнку для осмысления, анализа обоснованной оценки недоступно и зачастую остаётся на уровне эмоционального восприятии. При этом положительно оценивается то, что удовольствие, радость, и, напротив, отрицательно воспринимается то, что породило недовольство, огорчение, обиду. Родители, как показало наше анкетирование, не видят необходимости в объяснении смысла своей заботы о ребёнке. В результате у ребёнка формируются искажённые представления о родителях, их отношении к нему, о доме…
В некоторой степени «исправить» такое положение может детский сад. Он имеет возможность обогащать, уточнять, обобщать и корректировать представления детей о семье, семейном укладе, формировать ценностные ориентации, организовывать деятельность детей, в которой найдут выражения их чувства к родителям и другим членам семьи.
Одна из форм взаимодействия детского сада и семьи направлена на обогащение совместной деятельности детей и родителей в условиях дошкольного учреждения и дома. Наибольший интерес для совместной деятельности представляет творческая и игровая деятельность (тематическое рисование по народным пословицам и поговоркам, совместные концертные номера, досуги «Моя спортивная семья», «Масленица» и семейные клубы: «Навстречу друг другу») Совместные досуги, праздники, занятия, игры раскрывают родителям внутренний мир малыша, обогащали содержание общения. Установить преемственность поколений в семье позволяют досуги «Игры нашего детства», «Любимые сказки нашей семьи», «Составление семейного древа», «Семейные традиции»).
Анализ взаимодействия детского сада и семьи позволяет сделать вывод о положительном влиянии психолого – педагогического просвещения и содержательной совместной деятельности детей и родителей на процесс формирования «образа семьи» у старших дошкольников и воспитание будущего семьянина.
Составила: Подорова О.Н.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь.
Рекомендация для родителей.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.
Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.
Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта». Ж. Пиаже
Лего педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Обучающий конструктор Лего — это выбор педагогов и родителей, понимающих, как важно развивать ребенка начиная с нежного возраста самыми лучшими и самыми увлекательными игрушками в мире.
В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях. Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
Лего – это всегда новое открытие, новая идея. Рассмотрим некоторые из них.
Конструкторы Лего можно использовать во всех образовательных областях. Но именно конструирование, наполненное математическим содержанием, является основой математического развития дошкольников.
Предлагаю Вашему вниманию несколько игр.
Игра «Измерялки». Ход игры: Предлагается детям составить столбик изЛего. Положить его на пол, измерить свою ногу. Посчитать сколько кубиков Лего соответствует размеру ноги, записать данные в столбик, так же измерить ноги товарищей. Сравнить у кого больше-меньше. Аналогичным способом можно предложить детям сравнить всё что им пожелается. Например, длину ладошки, толщину книги, высоту игрушки и т.п.
Игра «Красочные блоки». Ход игры: Перемешать кубики Лего разного вида и количества. Предложить детям разобрать кубики по цвету, посчитать и записать на карточке сравнивая их.
Игра «Этаж». Ход игры: Выбрать с детьми два разных числа, построить из кубиков Лего этажи в соответствии с числом, сравнить больше-меньше, поставить соответствующий знак.
Игра «Лифт». Ход игры: Выложить незаконченный пример, построить из кубиков Лего столбик – лифт в соответствии с самым большим числом. Совместно с ребёнком проговорить условие задачи. Например, мы на 8 этаже нам надо спустится на пятый этаж, сколько этажей нам надо проехать? Или посложней: мы на 25 этаже нам надо спуститься на 18 этаж, сколько этажей нам надо проехать?
Игра «Закономерность». Ход игры: Один ребёнок начинает узор, а второй должен его продолжить, устанавливая закономерность.
Игра «Башенка». Ход игры: Необходимо построить башню и соотнести количество кубиков в башне с цифрой, записать цифру.
Игра «Что пропало». Ход игры: Выложить ряды, по три кубика в каждом. В одном ряду убрать кубик, нужно догадаться какого не хватает.
Игра «Ходилка с Лего». Ход игры: Создать простейшую настольную игру-ходилку, из кубиков Лего. Детям предлагается выложить дорожку из кубиков в определенной последовательности. Например, красный-желтый-синий-зеленый. Задача игроков - первым довести своего человечка до пункта назначения, в домик. Бросив настольный кубиксколько выпало, столько и ходим.
Уверена, что вам тоже понравится веселая математика в игре с Лего!
Материал подготовила воспитатель: Голудина А.А.
Конструктор есть почти в каждой семье. Это прекрасное средство для обучения, облегчающее жизнь родителей в нашем сумасшедшем мире. Лего-конструирование – эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребёнка. В совместной игре ребёнок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремлённым, эмоционально отзывчивым.
Все мы хотим дать детям начальные математические знания. Считаем все подряд, сравниваем длинное и короткое, высокое и низкое, тяжелое и легкое. Чаще всего приходится опираться на то, чем ребенок увлечён в данный момент. В нашем случае выигрывает математика с использованием Лего.
В процессе совместной деятельности взрослого с детьми по развитию математических способностей с конструктором у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Для миллионов людей во всём мире детали LEGO – символ творчества. Когда вы рассматриваете горку деталей, то видите различные составляющие системы – удивительные и совершенно простые одновременно. Система LEGO – это набор деталей, которые соединяются друг с другом, чтобы стать одним большим объектом или целым рядом конструкций. Каждая деталь – это элемент. Каждый элемент соединяется с другими бесчисленным количеством способов. У некоторых деталей скошенные грани, другие цилиндрические или конические, а третьи тоньше остальных. Если не обозначить каждую деталь особым образом, будет трудно разобраться, как собрать из них нужный объект.
Учим вместе название деталей.
Литература: Аллан Бедфорд: Большая книга LEGO.
Материал подготовила воспитатель: Голудина А.А.
Дети дошкольного возраста слушают и по вопросам взрослого пересказывают много потешек, сказок, рассказов, стихотворений, постепенно у них формируются способности к эстетическому восприятию художественных произведений.
Замечено, что пересказ прослушанного, непосредственно за рассказом, не вызывает большого интереса у детей, но тем не менее он необходим детям всех возрастов, поскольку способствует развитию связной монологической речи, уяснению и запоминанию содержания. Пересказывая художественные произведения, ребенок развивает память, мышление, воображение.
Конструкторы LEGO на сегодняшний день незаменимый материал. Дети любят играть как в свободной деятельности, так и на занятиях. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры LEGO здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.
Конструирование – «продуктивный вид деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу».
Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решение. Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал А.Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, «что упражнения в конструировании оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер интеллектуальной деятельности».
Использование конструктора лего в работе с детьми дошкольного возраста способствует совершенствованию остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объектов, пространства.
Играя в лего дети:
Ø развивают мелкую моторику рук стимулирующие в будущем общее речевое развитие и умственные способности;
Ø учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве;
Ø получают математические знания о счёте, форме, пропорции, симметрии;
Ø расширяют свои представления об окружающем мире – об архитектуре, транспорте, ланшафте;
Ø развивают внимание, способность сосредоточится, память, мышление;
Ø учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить;
Ø овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
Ø учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд с конструктором лего, позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Игра – важнейший спутник детства. Лего позволяет детям учится, играя и обучаться в игре.
Интернет источник:
2. http://pandia.ru/text/78/580/91584.php.
3. https://infourok.ru/doklad-na-temu-legokonstruirovanie-kak-sredstvo-razvitiya-prostranstvennogo-mishleniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-1237115.html.
Материал подготовила воспитатель: Голудина А.А.
«Нестандартное оборудование в речевом развитии ребёнка»
Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев.
А.В. Сухомлинский
С каждым годом жизнь предъявляет более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям – неуклонно растёт объём знаний. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Что же следует сделать для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным.
Все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Для речевого развития благоприятным периодом являются первые три года жизни ребёнка – младший дошкольный возраст. Км этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга и психику детей.
М.М. Кольцова «Ребёнок учиться говорить» считает, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет, и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее, т.к. на кончиках пальцев находится неиссякаемый источник творческой мысли».
Н.И. Новиков ещё 1782 году утверждал «Натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями. Больше всего на свете ребёнок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Чем точнее и чётче будут движения ребёнка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. А если эти игры со стихами и предметами, они вдвойне принесут радость ребёнку.
Так, для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае с давних пор применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами.
Все игры, которые я хотела бы представить для заучивания с детьми, сопровождаются стихами – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
Нестандартные предметы, – которыми можно играть с детьми во время заучивания стихов:
Ø Массажные мячики;
Ø Носовые платочки;
Ø Крупные бигуди;
Ø Прищепки;
Ø Счётные палочки;
Ø Длинные бигуди;
Ø Зубные щётки;
Ø Резинки для волос и т.д.
Желаю вам и вашим деткам успехов!!!
Материал подготовлен: Подоровой О.Н.
Источник:
1. Зажигина О.А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
2. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей. – ООО «РИПОЛ классик», 2007