Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая образование. Это шаг на пути достижения конечной цели – создания «включающего» общества. «Включающее» образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.
Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Организация инклюзивного образования в ДОУ
Наименование показателя |
Перечень специальных условий, имеющихся в НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО» |
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья |
НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО» не реализует адаптированную образовательную программу дошкольного образования. В учреждении имеются — музыкальный зал — физкультурный зал; Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют. В НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО» имеются мультимедийные средства обучения (экран – 2 шт, проектор- 3 шт), аудиотехника (музыкальные центры – 3 шт), интерактивная доска – 1 шт. Все специалисты детского сада обеспечены компьютерами. 3 группы укомплектованы мультимедийным оборудованием (ноутбук, проектор) Музыкальный зал оборудован проектором, музыкальным центром, акустической системой. В Учреждении имеются сканеры, ламинатор, брошюратор, принтеры, цифровые фотоаппараты и видеокамера и др. Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют. |
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Центральный вход оборудован звонком, пандусом не оборудован. Конструктивные особенности здания ДОУ не предусматривают наличие подъемников. Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, в образовательной организации отсутствуют. При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. |
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Учреждение обеспечивает гарантированное и сбалансированное в 5-х разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин) питание воспитанников в соответствии с десятидневным меню. Питание воспитанников организуется в соответствии с примерным меню, утверждаемым заведующим Учреждения, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях. |
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Здание организации оснащено противопожарной сигнализацией, необходимыми табличками и указателями, системой аварийного освещения, «тревожной кнопкой». В здании имеются в наличии необходимые средства пожаротушения. Медицинское обслуживание воспитанников учреждения осуществляется в соответствии с договором с Каркатевским ФАПом. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи функционирует медицинский кабинет, оснащенный в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока. |
Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья |
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Информационная база дошкольной организации оснащена: — выходом в Интернет; −электронной почтой; — функционирует официальный сайт учреждения. |
Наличие специальных средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют. |
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количество жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии |
Общежитие, интернат, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствует |
Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
В 2017-2018 учебном году в ДОУ инвалиды не обучаются.
|
Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов |
Все дети-инвалиды и дети с ОВЗ (если такие будут) обучаются по образовательной программе, специальных учебных пособий для них не предусмотрено, так как в детском саду отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которым требуются специальные учебные пособия. |
Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования по адаптированной образовательной программе не предусмотрено, так как в детском саду отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ. |
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий |
В НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО» отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ. |
Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается: возможность индивидуального сопровождения по организационным вопросам; работа с семьей; методическая работа с педагогами; организация внеучебной (воспитательной) работы; оказание содействия детям с ОВЗ в организации отдыха и т.д. Педагогическое сопровождение в детском саду организуют учитель - логопед, старший воспитатель и воспитатель. |
При активной поддержке Общественной палаты Российской Федерации и межрегиональной общественной организации помощи детям «Наши дети» реализуется проект «Карта возможностей особого ребенка».
Основная задача проекта – помочь родителям сориентироваться в объектах инфраструктуры, доступных для ребенка с инвалидностью. Специальная платформа с интерактивной картой, на которую по принципу «Википедии» будут нанесены учреждения (в том числе специализированные некоммерческие организации) для детей с ограниченными особенностями здоровья – так видят инициаторы в итоге свой проект. Объекты на карту могут добавлять родители детей указанной категории, представители органов местного самоуправления, образовательные организации. На карту нанесено более 270 объектов из разных регионов Российской Федерации. В настоящее время ведется активная работа по наполнению Карты объектами, в которых могут обучаться, проходить реабилитацию дети с ограниченными возможностями здоровья. Свой вклад можете внести и Вы!
Карта размещена по адресу http://картавозможностей.рф/map
Презентация проекта «Карта возможностей особого ребенка»
В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Такая форма предполагает организацию деятельности одного обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей.
Существует два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальная и индивидуализированная. Первая предполагает деятельность обучающегося по выполнению общего для всей группы задания самостоятельно в едином для всех темпе работы. Вторая предусматривает выполнение обучающегося специфических, индивидуальных заданий, что позволяет реализовать индивидуальный, дифференцированный подход в обучении и воспитании. Индивидуальную форму организации деятельности обучающегося уместно использовать как при закреплении пройденного материала, совершенствовании умений и навыков, так и при их формировании.
Индивидуальная форма организации деятельности обучающегося дает возможность индивидуализировать процесс обучения и воспитания, учитывать особенности обучающегося, формирует опыт самостоятельной познавательной деятельности, потребность и готовность к самообразованию, способствует воспитанию самостоятельности, организованности обучающегося.
Индивидуальная форма организации деятельности учащихся имеет также свои недостатки: она ограничивает общение обучающегося и возможность участия в коллективных достижениях.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком — трудности в индивидуализации обучения.
Использование педагогами
личностно ориентированного подхода
в работе с детьми
(индивидуального маршрута развития воспитанников)
В нашем дошкольном образовательном учреждении создаются условия для индивидуального развития всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющими инвалидность, возможность их социального включения в окружающий мир, основанные на принципе нормализации. Целевая установка этого принципа — создание условий, обеспечивающих нормализацию социального проживания детей с ОВЗ. Реализация этого принципа обеспечивает доступ детей с ОВЗ к достижениям и условиям повседневной жизни, доступной большинству. Это относится к социальному порядку, организованному в учреждении, пространственной и временной организации жизни ребенка (режиму дня, предметно-развивающей среде), учету его личных интересов и потребностей. На всех этапах развития ребенка выстраивается психолого-педагогическое сопровождение, соответствующее его потребностям.
Усилия специалистов в рамках нашего дошкольного образовательного учреждения направлены на решение следующих задач:
— определение уровня возможностей дошкольников, в том числе и детей с ОВЗ;
— выявление имеющихся потребностей и формирование системы социальных потребностей;
— создание адекватной среды для удовлетворения потребностей, для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности всех детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, направленные на реализацию образовательных, социальных и других потребностей детей с ОВЗ и их здоровых сверстников.
Планирование и выполнение этой работы осуществляется по определенному алгоритму, позволяющему структурировать и эффективно организовывать образовательную и социальную составляющие психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста. В первую очередь отмечается необходимость координации и объединения профессиональных умений специалистов в определении формата реализации индивидуального образовательного маршрута.
Диагностика в ДОУ проводится комплексно и носит динамический характер, в ходе которого выделяются приоритетные направления обследования, определяется мера активного участия в нем каждого специалиста.
Данные обследования позволяют определить особенности психоэмоционального и личностного развития ребенка, выбрать индивидуальный маршрут, соответствующий образовательным и социальным потребностям ребенка.
Цель работы — оптимизация процесса составления индивидуального образовательного маршрута ребенка и координация междисциплинарного взаимодействия специалистов в условиях командной работы.
Образовательный маршрут включает основные направления:
— организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
— развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
— формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной);
— развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
— формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
— формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
ПОЛОЖЕНИЕ о педагогическом консилиуме
дошкольного образовательного учреждения
ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио воспитанника НРМДОБУ «Д/с «Буратино»
ПОЛОЖЕНИЕ об обучении по индивидуальному учебному плану
в пределах осваиваемой образовательной программы в НРМДОБУ «Д/с «Буратино»
ПОЛОЖЕНИЕ о постановке на внутренний учет
в НРМДОБУ «Д/с «Буратино» воспитанников и семей, находящихся в социально опасном положении