К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.
Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, так как это может определить его будущее. И если Вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и Вам.
У многих воспитание заканчивается фразой: «Деньги на деревьях не растут» или «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.
Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.
Одна из ведущих специалистов Джолайн Годфри , занимающихся в США финансовым воспитанием детей систематизировала упражнения, которые помогут детям выработать нужные навыки. По ее мнению, процесс социального, эмоционального развития ребенка стоит разделить на четыре ступени. Первая ступень — возраст с 5 до 7 лет. В это время главные детские черты — любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание при этом — огромные запасы энергии. Зато еще нет понимания, что в этом мире справедливо, а что — нет. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей
Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Учение в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»);
3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.
4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: опера¬ции купли-продажи, производства и сбыта готовой продук¬ции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятель¬ности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Знания усваиваются дошкольни¬ками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качест¬венный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познава¬тельных ситуаций, позволяющих об¬наружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых за¬дач поддерживает детскую деятель¬ность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знания¬ми в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.
В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, эконо¬мически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои пред¬положения. Развивается речь объяс¬нительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождает¬ся положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную ак¬тивность, способствует развитию мы¬шления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эф¬фективно для усвоения дошкольни¬ками сложных экономических зна¬ний.
В процессе экспериментальной работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.
В результате исследования мы пришли к выводу, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры
«Денежный поток»
Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.
«Монополия»
Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.
«Бюджет моей семьи»
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.
Вывод: Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.
Список используемой литературы:
1. Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»
2. Смолнцева А.А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» Учебно- методическое пособие.
3. А.Д. Шатова «До¬школьник и… эконо¬мика»
4. Черкай.С. «Обучаем детей финансовой грамотности»
5. Чернер С.Л., Нагумнова И.И., Чуйкова М.Н. Азбука экономики.
Уважаемые родители!
Если ваши дети пользуются Интернетом, вы, без сомнения, беспокоитесь о том, как уберечь их от неприятностей, которые могут подстерегать в путешествии по этому океану информации. Значительное распространение материалов, предназначенных только для взрослых или неприемлемых для детей по какой – либо другой причине, может легко привести к неприятным последствиям. Кроме того, в Сети нередко встречаются люди, которые пытаются с помощью Интернета вступать в контакт с детьми, преследуя опасные для ребенка или противоправные цели. Дети до 7 лет могут не полностью понимать информацию, доступную в Интернете, и, например, не отличать рекламу от действительного содержимого. В этом возрасте родителям необходимо помогать детям в поиске подходящего материала. Дети часто не видят разницы между использованием Интернета и играми или рисованием на компьютере
Существует один хороший способ свести к минимуму опасности Интернета, который заключается в установлении и согласовании с детьми некоторых правил.
Общие правила являются отличным началом для разговора о безопасном использовании Интернета.
Время, проводимое за компьютером, необходимо ограничить по причинам, связанным со здоровьем.
Поместите компьютер, например, в гостиной. При использовании Интернета дошкольниками рекомендуется присутствие взрослого.
Доступ к Интернету для дошкольников необходимо ограничить до списка знакомых веб-сайтов, выбранных заранее. Более подготовленные дети могут найти знакомые сайты в меню «Избранное» обозревателя Интернета.
Самым безопасным решением является создание для ребенка персональной рабочей среды, в которой выбор сайтов ограничивается только указанными сайтами.
Издревле народ заботился о будущем молодого поколения, и это будущее связывал с создание семьи.
Подготовка к семейной жизни становилась целью воспитания. И это не случайно. Современные психолого – педагогические исследования доказывают, что качества будущего родителя формируется в детском возрасте. (С.Ю. Мещерякова, Г.Г.Филиппова).
Способна ли современная семья самостоятельно воспитывать будущего семьянина? Остановимся на некоторых опытно – экспериментальных данных. Анализ анкетирования показывает что, старшие дошкольники в большинстве своём недостаточно точно понимают смысл слова «семья», не дифференцируют понятия «род», «родственники», «семья».
У детей обнаружена тенденция связывать главенство в семье не с социальными ролями, а с личными качествами её членов: авторитетным мнением, умением принимать важные решения, организовывать жизнь и быт семьи, проявлять заботу о близких. Некоторые дети связывали понятие о главенстве в семье с материальным доходом её членов, умением зарабатывать деньги. Только часть детей считали главным в семье того, кто более всего делает для семьи на их глазах: «Мама делает всё для дома, обо всех заботится, она главнее всех».
У некоторых дошкольников из неполных семей складывается деформированное понимание структуры семьи. Дети под влиянием оценок матери пренебрежительно отзывались об отцах: «Зачем он нужен? Моя мама сама всё умеет делать, и денег у неё много. Нам папа не нужен».
Причины искажённости и фрагментарности «образа семьи» у старших дошкольников кроются как в особенностях современной семьи и негативных тенденциях ей свойственных, так и в отсутствии целенаправленной педагогической работы по формированию «образа семьи» у детей.
Современная семья самостоятельно воспитать будущего семьянина не может, требуется объединение усилий двух социальных институтов – семьи и дошкольного учреждения.
Наш детский сад традиционно ориентирован на познавательное развитие детей. Семейное воспитание ведётся на «языке эмоций». Именно в семье у ребёнка начинается складываться «образ семьи»: идёт накопление разнообразных впечатлений, возникают первые представления, приобретается опыт эмоционального переживания семейных ситуаций, усваиваются способы взаимодействия с близкими людьми. Но многое из семейной жизни ребёнку для осмысления, анализа обоснованной оценки недоступно и зачастую остаётся на уровне эмоционального восприятии. При этом положительно оценивается то, что удовольствие, радость, и, напротив, отрицательно воспринимается то, что породило недовольство, огорчение, обиду. Родители, как показало наше анкетирование, не видят необходимости в объяснении смысла своей заботы о ребёнке. В результате у ребёнка формируются искажённые представления о родителях, их отношении к нему, о доме…
В некоторой степени «исправить» такое положение может детский сад. Он имеет возможность обогащать, уточнять, обобщать и корректировать представления детей о семье, семейном укладе, формировать ценностные ориентации, организовывать деятельность детей, в которой найдут выражения их чувства к родителям и другим членам семьи.
Одна из форм взаимодействия детского сада и семьи направлена на обогащение совместной деятельности детей и родителей в условиях дошкольного учреждения и дома. Наибольший интерес для совместной деятельности представляет творческая и игровая деятельность (тематическое рисование по народным пословицам и поговоркам, совместные концертные номера, досуги «Моя спортивная семья», «Масленица» и семейные клубы: «Навстречу друг другу») Совместные досуги, праздники, занятия, игры раскрывают родителям внутренний мир малыша, обогащали содержание общения. Установить преемственность поколений в семье позволяют досуги «Игры нашего детства», «Любимые сказки нашей семьи», «Составление семейного древа», «Семейные традиции»).
Анализ взаимодействия детского сада и семьи позволяет сделать вывод о положительном влиянии психолого – педагогического просвещения и содержательной совместной деятельности детей и родителей на процесс формирования «образа семьи» у старших дошкольников и воспитание будущего семьянина.
Составила: Подорова О.Н.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь.
Рекомендация для родителей.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.
Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.
Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта». Ж. Пиаже
Лего педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Обучающий конструктор Лего — это выбор педагогов и родителей, понимающих, как важно развивать ребенка начиная с нежного возраста самыми лучшими и самыми увлекательными игрушками в мире.
В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях. Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
Лего – это всегда новое открытие, новая идея. Рассмотрим некоторые из них.
Конструкторы Лего можно использовать во всех образовательных областях. Но именно конструирование, наполненное математическим содержанием, является основой математического развития дошкольников.
Предлагаю Вашему вниманию несколько игр.
Игра «Измерялки». Ход игры: Предлагается детям составить столбик изЛего. Положить его на пол, измерить свою ногу. Посчитать сколько кубиков Лего соответствует размеру ноги, записать данные в столбик, так же измерить ноги товарищей. Сравнить у кого больше-меньше. Аналогичным способом можно предложить детям сравнить всё что им пожелается. Например, длину ладошки, толщину книги, высоту игрушки и т.п.
Игра «Красочные блоки». Ход игры: Перемешать кубики Лего разного вида и количества. Предложить детям разобрать кубики по цвету, посчитать и записать на карточке сравнивая их.
Игра «Этаж». Ход игры: Выбрать с детьми два разных числа, построить из кубиков Лего этажи в соответствии с числом, сравнить больше-меньше, поставить соответствующий знак.
Игра «Лифт». Ход игры: Выложить незаконченный пример, построить из кубиков Лего столбик – лифт в соответствии с самым большим числом. Совместно с ребёнком проговорить условие задачи. Например, мы на 8 этаже нам надо спустится на пятый этаж, сколько этажей нам надо проехать? Или посложней: мы на 25 этаже нам надо спуститься на 18 этаж, сколько этажей нам надо проехать?
Игра «Закономерность». Ход игры: Один ребёнок начинает узор, а второй должен его продолжить, устанавливая закономерность.
Игра «Башенка». Ход игры: Необходимо построить башню и соотнести количество кубиков в башне с цифрой, записать цифру.
Игра «Что пропало». Ход игры: Выложить ряды, по три кубика в каждом. В одном ряду убрать кубик, нужно догадаться какого не хватает.
Игра «Ходилка с Лего». Ход игры: Создать простейшую настольную игру-ходилку, из кубиков Лего. Детям предлагается выложить дорожку из кубиков в определенной последовательности. Например, красный-желтый-синий-зеленый. Задача игроков - первым довести своего человечка до пункта назначения, в домик. Бросив настольный кубиксколько выпало, столько и ходим.
Уверена, что вам тоже понравится веселая математика в игре с Лего!
Материал подготовила воспитатель: Голудина А.А.
Конструктор есть почти в каждой семье. Это прекрасное средство для обучения, облегчающее жизнь родителей в нашем сумасшедшем мире. Лего-конструирование – эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребёнка. В совместной игре ребёнок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремлённым, эмоционально отзывчивым.
Все мы хотим дать детям начальные математические знания. Считаем все подряд, сравниваем длинное и короткое, высокое и низкое, тяжелое и легкое. Чаще всего приходится опираться на то, чем ребенок увлечён в данный момент. В нашем случае выигрывает математика с использованием Лего.
В процессе совместной деятельности взрослого с детьми по развитию математических способностей с конструктором у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Для миллионов людей во всём мире детали LEGO – символ творчества. Когда вы рассматриваете горку деталей, то видите различные составляющие системы – удивительные и совершенно простые одновременно. Система LEGO – это набор деталей, которые соединяются друг с другом, чтобы стать одним большим объектом или целым рядом конструкций. Каждая деталь – это элемент. Каждый элемент соединяется с другими бесчисленным количеством способов. У некоторых деталей скошенные грани, другие цилиндрические или конические, а третьи тоньше остальных. Если не обозначить каждую деталь особым образом, будет трудно разобраться, как собрать из них нужный объект.
Учим вместе название деталей.
Литература: Аллан Бедфорд: Большая книга LEGO.
Материал подготовила воспитатель: Голудина А.А.